2009 — 2010

План доклада

 

 

  1. Общая характеристика учреждения.
  2. Задачи, решаемые в 2009/2010 учебном году.
  3. Условия организации обучения и воспитания.

III.1.          Состав обучающихся.

III.2.          Кадровое обеспечение учебного процесса.

III.3.          Учебный план, его программно-методическое обеспечение.

III.4.          Состояние охраны и укрепление здоровья обучающихся, обеспечение безопасности ОУ.

III.5.          Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

III.6.          Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

  1. Результативность образовательной деятельности.

IV.1.          Итоги квалификационных экзаменов.

IV.2.          Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях городского, регионального и всероссийского уровней.

IV.3.          Итоги мониторинга уровня реализации образовательных программ.

  1. Инновационная деятельность учреждения.
  2. Воспитательная работа и её результативность.
  3. Социальное партнерство:
  4. Проблемы и пути их решения, основные направления деятельности ЦДОД на 2010/2011 учебный год.

 

 

 


Публичный доклад
«Анализ деятельности МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
в 2009/2010 учебном году

 

Аннотация

Публичный доклад в соответствии Положением о нем, утвержденном приказом директора МОУ ДОД «ЦДОД» № 53 от 14.05.09г. включает информацию за отчетный период 2009/2010 учебного года.

Данный публичный доклад подготовлен рабочей группой, в составе которой помимо педагогических работников входили и представители органов самоуправления учреждением — члены Городского совета молодежи и Совета ЦДОД.

Цель данного Публичного доклада — информирование обеспеченности об основных результатах работы учреждения в условиях моделирования системы образования и проблемах, требуемых решения, ознакомление обучающихся и их родителей с образовательными услугами, предоставляемыми учреждением.

Основная часть Публичного доклада состоит из 8 разделов:

  1. Общая характеристика учреждения.
  2. Задачи, решаемые ЦДОД в  2009/2010 уч.г.
  3. Условия организации обучения и воспитания.
  4. Результативность образовательной деятельности.
  5. Инновационная деятельность учреждения
  6. Воспитательная работа и ее результативность.
  7. Социальное партнерство.
  8. Проблемы и пути их решения, основные направления деятельности ЦДОД.

Предложения, замечания, вопросы по докладу можно направлять по электронной почте zatocdod@mail.ru, по телефонам 8(81551) 7-29-11, 7-59-64.

 

I. Общая характеристика учреждения

МОУ ДОД «ЦДОД» направляет свою деятельность в соответствии с Уставом учреждения по удовлетворению социального заказа обучающихся и их родителей на получение качественных дополнительных образовательных услуг, направленных на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся их самореализацию и профессиональное самоопределение.

Отличительной особенностью ЦДОД как в и в предыдущем году являлась его ориентация на развитие интеллектуальных способностей детей, привлечение их к опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности через реализацию образовательных программ пяти направленностей: эколого-биологической, научно-технической, естественно-научной, социально-педагогической, культурологической. Успехи в этом направлении позволили учреждению стать в 2009/2010 гг. Координационным центром, имеющим статус официального представителя Российской социально-научной программы «Шаг в будущее».

Вторая особенность учреждения — реализация программ профессиональной подготовки «Пова», «Кондитер», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Водитель ТС», «Оператор ПЭВМ», что дает возможность выпускникам школ успешнее адаптироваться на рынке труда.

Наличие в ЦДОД 2-х теплиц (ул. Красный Горн,16; ул.Котельникова, 6а), позволяет успешно решать задачи эколого-биологического воспитания детей и подростков, что немаловажно в условиях Крайнего Севера.

Отвечая современным требованиям продолжается работа по интеграции дополнительного и общего образования (межшкольные факультативы, работа объединений на базе школ, приглашение в качестве совместителей высококвалифицированных школьных педагогов).

В 2009/2010 учебном году учреждение прошло аккредитацию как учреждение дополнительного образования детей первой категории.

 

 

II. Задачи, решаемые в 2009/2010 учебном году

  1. Совершенствование и внедрение образовательных программ нового поколения, направленных на развитие личности ребенка, его самоопределению, подготовку к выбору будущей профессии.
  2. Развитие систем государственно-общественного управления учреждением детского самоуправления, социального партнерства.
  3. Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  4. Развитие материально-технической базы учреждения, информатизации образовательного процесса.

 

III. Условия организации обучения и воспитания.

3.1. Состав обучающихся

Таблица №1

Направленность объединений

2009/2010 уч. год

на начало года

на конец года

кол-во объед.

число посещ.

кол-во объед.

число посещ.

%

сохр.

конт.

Эколого-биологическое

32

368

32

368

100

Научно-техническое

23

271

23

271

100

Естественно-научное

18

165

11

143

87

Культурологическое

18

239

16

214

90

Социально-педагогическое

17

235

15

174

74

Профессиональная подготовка

8

107

8

101

94

Итого

117

1385

105

1271

92

Снижение % сохранности контингента по сравнению с прошлым годом (96,8%) обусловлено закрытием объединений по объективным причинам (увольнением работника, уход в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет).

По сравнению с прошлым годом произошло увеличение численности обучающихся. Востребованными в большей степени у обучающихся и их родителей оказались объединения эколого-биологической, научно-технической и культурологической направленностей.

Таблица №2

Учебный год

Направленность реализуемой программы

Возрастной состав обучающихся

Профессиональное образование

(кол-во/%)

Разновозрастное образование

(кол-во/%)

Всего

(кол-во/%)

Дошкольники

(кол-во/%)

Младшие

школьники

(кол-во/%)

Школьники

среднего

 возраста

(кол-во/%)

Старший

 школьный

возраст

(кол-во/%)

Групп

Обучаю-

щихся

Групп

Обучаю-щихся

Групп

Обучаю-щихся

Групп

Обучаю-

щихся

Групп

Обучаю-щихся

Групп

Обучаю-щихся

Групп

Обучаю-щихся

2009/2010

Эколого-биологическая

11/
34

120/
32,6

17/
53

205/
55,7

4/
3

41/
11

2

32

368

Социально-педагогическая

5/
33

58/
3

3/
20

32/
18,4

7/
46,7

84/
48,3

15

174

Естественнонаучная

7/
63

91/

63

1/

9

12/

18,4

3/

9,1

40/

48,3

11

143

Профессиональная подготовка

4/

50

67/
66

4/
50

34/

33,7

8

101

Культурологическая

1/

6,3

12/

5,6

9/

5,6

130/

60,7

5/

31

60/

28

1/

63

12/
5,6

16

214

Научно-техническая

2/

8,7

24/

8,9

16/

69,5

194/

71,6

5/

21,7

52/

19,2

1

23

271

ВСЕГО

14/

13,3

156/

12,3

54/

51,4

678/
53,3

22/
21

264/

20,7

15/

13,3

170/

13,4

3

105

1271

Анализ возрастного состава показал, что в целом увеличилось по сравнению с прошлым годом число младших школьников и старшеклассников. Младшие школьники охотнее всего посещают объединения эколого-биологической и научно-технической направленности.

Увеличение численности школьников младшего звена произошло благодаря открытию новой группы объединения «Экологическая тропа» и большего набора детей в объединения «Цветоводство», «Зеленый мир», «Вальс цветов» на теплице, а увеличение числа обучающихся старшего школьного возраста за счет открытия второго объединения «Школа лидеров», объединения «Юный видеооператор, журналист» и перехода школьников среднего возраста на второй год обучения объединения «Слесарь по ремонту автомобилей».

Образовательное пространство охватывает детей с 5-6 летнего возраста. С целью более качественной организации учебно-воспитательного процесса ЦДОД сотрудничает с дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ № 15, 3, 36, 1, 56, 13, 4) по вопросам методики и специфики обучения дошкольников.

Таблица №3

Название объединения

2008-2009

% сохр. конт.

2009-2010

% сохр. конт.

количество групп

число обучающихся

количество групп

число обучающихся

На начало

На конец

на начало

на конец

на начало

на конец

на начало

на конец

Повар 1-й год обучения

1

1

12

11

92

2

25

2

25

100

 
Повар 2-й год обучения

1

1

12

12

100

1

12

1

12

100

 
Кондитер 1 г/о

1

1

12

12

100

Кондитер 2 г/о

1

9

1

9

100

Слесарь по ремонту автомобилей 1 год обуч.

2

2

24

23

96

1

14

1

14

100

 
Слесарь по ремонту автомобилей 2 год обуч.

1

12

1

9

75

 
Водитель категории «В»

1

1

20

14

70

1

22

1

22

100

 
Водитель категории «В,С»

1

1

22

22

100

1

12

1

12

100

 
Итого:

7

7

102

94

92

8

107

8

101

94

 

Сохранность контингента в объединениях профессиональной подготовки всегда высокая, ребятам интересны занятия и знания полученные пригодятся в будущем. Не большое снижение происходит по причине призыва учащихся вечерней школы в ряды вооруженных сил.

Таблица №4

2008/2009

2009/2010

Число обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания

81

94

Из них число детей с ограниченными возможностями здоровья

41

45

По сравнению с прошлым учебным годом увеличен охват детей, требующих повышенного педагогического внимания, на 16 %.

Детей с ограниченными возможностями здоровья занимались как индивидуально на дому, так по групповой форме по программам: флористика, цветоводство, дизайн, зеленый мир, вальс цветов, умелые руки, знакомство с ПК.

Спектр объединений, в которых занимаются дети с ОВЗ, в 2008/2009 учебному году расширился.

Один из путей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья — привлечение их  к участию в творческой, конкурсной, выставочной деятельности:

  • Международный фестиваль «Шаг на встречу» (г. Санкт-Петербург);
  • Фестиваль детского и юношеского творчества «Вслед за солнцем».

 

3.2. Кадровое обеспечение учебного процесса

Таблица №5

 

Всего
(чел %)

Образование
(чел. %)

Обучаются
(чел. %)

Квалиф. кат.
(чел. %)

Высшее

Среднее специальное

Нач. проф.

Среднее

В ВУЗах

Высшая

1-ая

2-ая

Количество педагогических работников

48

43

(89%)

4

(8,3%)

1

(2%)

1

14 (29%)

10 (21%)

13 (27%)

За последние три года наблюдается устойчивая картина увеличения числа педагогов с первой и высшей категорией:

2007/2008 — 44%

2008/2009 — 57%

2009/2010 — 50%

В 2009/2010 уч.г. было подано 4 заявления в аттестационную комиссию и все педагоги были аттестованы на заявленные категории, причем трое — на более высокие.

Повышение уровня квалификации педагогических работников связано с достаточно высоким уровнем продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении педагогов.

Приняли участие в методических мероприятиях:

  • всероссийского уровня — 1 чел.;
  • областного уровня — 11 чел.;
  • городского уровня — 20 чел.

Выступления на городских секциях:

  • Ж.С. Вознюк, «Система работы мастера производственного обучения по привитию интереса к профессии «Повар», «Кондитер»;
  • Т.А. Шабакова, с отчетом о прохождении курсов ПК;

На курсах при МОИПКРОиК выступили с докладами:

  • В.Е. Черепова, «Инновации в дополнительном образовании: из опыта работы ЦДОД»;
  • Т.А. Шабакова, «Организация работы с детьми дошкольного возраста по программе «зеленый мир».

Таблица №6

Участие педагогических работников в конкурсах:

Мероприятие Число участников Ф.И.О. участника Результаты
Региональный этап Всероссийского конкурса авторских программ 2 Березина О.П.
Никулина С.А.
2 место
3 место
Открытый областной фестиваль «Калейдоскоп методических идей», конкурс «Лучший методический материал — 2010». 2 Березина О.П.

Никулина С.А.

Поощ. приз
2 место
IV Каверинские чтения, посвященные 65-летию Победы (г.Полярный) 2 Никулина С.А. 2,3 место, диплом за участие
Областной фестиваль художественного творчества работников ОУ «Весенние фантазии»  

 

 

 

 

 

 

 

 

— номинация «Состоявшийся в профессии» 1 Л.В. Власова  
— номинация «Золотые руки» 1 С.А. Никулина Диплом II ст.

Росту профессионального мастерства педагогов способствовали:

Выбор оптимальной структуры методической службы

  • Методический совет;
  • Постоянно действующий теоретический семинар для всех педагогических работников по методической теме ЦДОД: формулирование методического пространства для творческой реализации педагогов и обучающихся;
  • МО педагогов дополнительного образования объединений экологической направленности;
  • МО педагогов дополнительного образования и мастеров производственного обучения объединений профессиональной подготовки;
  • Инструктивно-методические совещания 2 раза в месяц;
  • Библиотечно-информационная служба;
  • Психолого-педагогическая служба;
  • Ученическое научное общество «НИКЭ»;
  • Творческая группа учителей, работающих в рамках эксперимента «Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования;
  • Творческая группа учителей, работающих в рамках эксперимента «Разработка моделей обучения в школе для одаренных детей «Интеллект».

 

3.3. Учебный план, его программно-методическое обеспечение

Таблица №7

Программа

Всего программ

Вид

программ

Срок освоения

Уровень реализации

Типовая

Авторская

Модифицированная

>3

Дошкольное образования

Начальное общее образование

Основное общее

Среднее (полное общее)

Эколого-биологическая

10

2

(Туркина Н.Н., Никулина С.А.)

8

2

6

2

2

3

5

Социально-педагогическая

14

2

(Тихова М.А.,
Хотько Е.Г.)

12

7

5

1

1

3

8

3

Естественнонаучная

10

1
(Березина О.П.)

9

5

2

3

4

4

2

Научно-техническая

10

1

(Кочетков А.А.)

9

10

1

5

2

2

Культурологическая

10

10

6

3

1

1

4

3

2

Профессиональная подготовка

5

5

2

3

3

2

ИТОГО

59

5

6

48

32

17

5

5

4

19

25

11

Пропорции по сравнению с прошлым годом сохранились: преобладают модифицированные программы со сроком усвоения 1 года, рассчитанные на учащихся основной школы. Общее количество реализуемых программ увеличилось на 11. То, что большая часть программ рассчитана на учащихся основной школы, является положительным моментом, так как позволяет им сделать более осознанный выбор при поступлении в профильные классы.

Учебный план ЦДОД в 2009/2010уч.г. является личностно-ориентированным, поскольку определенное количество учебных часов отводилось на индивидуальную работу с обучающимися — членами научного общества «НИКЭ» и с обучающимися с ОВЗ.

Творческая группа педагогов, работающих с детьми  в этом направлении, начиналась с 12 человек (рук. О.П. Березина, зам.директора по НМР) число обучающихся — 20.

В рамках эксперимента «Разработка модели обучения в школе для одаренных детей «Интеллект» проведены следующие мероприятия:

1. Индивидуально-групповые консультации в межсессионный период (21 обучающийся).

2. Организация работы межшкольных факультативов (2).

— «Язык программирования»;

— «Intel — обучение для будущего».

3. Конференция ЦДОД «Первые шаги».

 

3.4. Состояние охраны и укрепления здоровье обучающихся.

В рамках подготовки 2009/2010уч.г. были выполнены все соответствующие работы по косметическому ремонту, обеспечению безопасного функционирования ЦДОД и учреждение было принято к новому учебному году органами Роспотребнадзора, Пожнадзора без замечаний.

Работа по сбережению здоровья обучающихся в течение учебного года осуществлялось через:

— проведение мероприятий в рамках декады SOS;

— организацию физкультпауз, физкультминуток, проведение гимнастики для глаз во время занятий.

— проведение Дня здоровья.

 

IV.Результативность образовательной деятельности

 

IV.1.Итоги квалификационных экзаменов в объединениях профессиональной подготовки

Таблица №8

Наименование программы

Кол-во допущенных к экзамену

На «5, 4»

На «3»

Не явились

Кол-во получивших свидетельства

Качество знаний, %

Успеваемость, %

  1. 1.
Повар

9

3

4

2

9

78

100

  1. 2.
Кондитер

9

1

4

4

9

56

100

  1. 3.
Слесарь по ремонту автомобилей

9

3

6

9

33

100

  1. 4.
Водитель ТС категории «В»

22

5

5

12

22

45

100

  1. 5.
Водитель ТС категории «В, С»

12

4

2

6

12

50

100

Итого:

61

13

18

30

61

51

100

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №9

IV.2. Участие в мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д.)

Название мероприятия

Кол-во участников

Результат

Городские

X городская научно-практическая конференция «С мечтой о будущем»

9

II место — 3

III место — 1

Итого:

9

4

Региональные

VI Региональное соревнование «Будущее Севера. Юниор»

2

Поощрит. приз -2

XI Региональная научная и инженерная выствка молодых исследователей «Будущее Севера» г.Мурманск

1

I место — 1

Региональный молодежный патриотический конкурс социальных проектов и акций «Мы голосуем за будущее» проект Интернет — ветеранам

1

3 место

Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина»

1

Региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2010»

3

Диплом лауреата — 2 (Гучков М., Козловский В.)

3 место — 1
(Войнова Д.)

Итого:

8

Всероссийские

Всероссийский «Молодежный психологический чемпионат»

12

1 место в городе (Яковенко Ю.),
2 место в городе (Саркисова А.)
3 место в городе (Бутнару А.)

Всероссийская конференция учащихся «Первые шаги в науку». Обнинск 2010.

1

Диплом 3 степени -1 (Оленникова А.)

Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ обучающихся «Национальное достояние России» г.Обнинск

1

Диплом 2 степени — 1 (Козловский В.)

Российский заочный конкурс «Первые шаги в науку»

2

Диплом 2 степени -1

(Оленникова А.)

Итого:

16

Международный

III Международный фестиваль творческой детей ОВЗ «Шаг навстречу»

1

Диплом
(Быблык К.)

V Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед», конкурс-эстафета «Душа моей Родины»

1

Диплом победителя
(Гучков М.)

Конкурс на лучший логотип из природных материалов «Час Земли», организованный Всемирным фондом дикой природы

1

Диплом за участие -1 (Гучков М.)

 

Итого:

3

  ВСЕГО

36

IV. 3 Итоги мониторинга уровня реализации образовательных программ.

Таблица 10.

Полнота реализации образовательных программ ЦДОД

         нап-ть

%выч

эколого-биологическая научно-техническая естественнонаучная культурологическая социально-педагогическая профподготовка

91

99

99

99

80

100

 

Снижение в объединениях эколого-биологической направленности объясняется  объективными причинами: курсы повышения квалификации, больничные листы, из-за специфики образовательной программы замена не всегда возможна.

Во всех объединениях были проведены итоговые занятия в различных формах: игра-викторина, беседа, конференция, брейн-ринг, экскурсия, конкурс, соревнование, спортчас, дискуссия.

Значительно обогатился учебно-методический комплекс образовательных программ: создано много различного дидактического материала, приобретена таблица и методическая литература

 

V. Инновационная деятельность учреждения.

 

   Инновационная деятельность учреждения осуществляется через:

1. Реализацию городских экспериментов:

— «Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования» (3-й год)

— «разработка модели обучения в школе для одаренных детей «Интеллект» (2-ой год)

2. Руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся через кураторство научного общества ЦДОД «НИКЭ» и городского научного общества.

3. Разработку и внедрение программ дополнительного образования детей нового поколения в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

4. Осуществление функций координационного центра регионального представительства Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»

5. Разработку новых финансово-хозяйственных механизмов управления.

 

 

VI.  Воспитательная работа и ее результативность

 

    Основными направлениями воспитательной работы в 2009/2010уч.г.:

— гражданско-патриотическое

— социально-педагогическое

— духовно-нравственное

— сохранение и укрепление здоровья детей

Задачи:

1. Совершенствовать деятельность общественных и молодежных объединений.

2. Активизировать взаимодействие с семьей, через использование новых информационных и коммуникационных технологий.

3. Совершенствовать старые и внедрять новые организационные формы, методы и технологии в воспитательной работе.

4. Продолжить работу по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска»

5. Продолжить работу по формированию экологической ориентации школьников.

6. Разработать цикл мероприятий, направленных на воспитание толерантного отношения к социуму.

 

Данные задачи решались через:

— организацию традиционного цикла мероприятий, праздников в самом учреждении;

— активное участие в городских мероприятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Социальное партнерство

 

Наименование государственных структур, учреждений, родительской общественности

Формы взаимодействия

1 Отделы администрации ЗАТО Александровск

Управление образования администрации ЗАТО Александровск

Отдел дополнительного образования и воспитательной работы Управления образования

Управление культуры, спорта и молодежной политики.

Планирование совместной работы по организации деятельности
2 Централизованная библиотечная система, МЦПИ, ИМЦ Проведение совместных мероприятий через информационные формы работы (лекции, беседы, обзоры)
3 Централизованная клубная система Проведение совместных мероприятий через информационные формы работы (лекции, беседы, обзоры)
4 Городской историко-краеведческий музей Экскурсионная деятельность. Совместная организация конкурсов, выставок
5 УМП «Трансавтодор»

ОАО «Хлебопек»

ООО «Парус»

Организация производственной практики объединений профессиональной подготовки. Организации конкурсов «Лучший по профессии»
6 Центр занятости населения Трудоустройство школьников в летний период для работы на базе теплицы по озеленению города
7 МУПИ «Слово», «Компакт» Освещение работы ЦДОД и мероприятий, проводимых центром
8 Родительский комитет ЦДОД Оказание помощи в проведении культурно-массовых и торжественных мероприятий, в подготовке учреждения к новому учебному году. Внесение предложений по улучшению организации  учебно-воспитательного процесса.
9 Отдел внутренних дел (ГИБДД, инспекция по делам несовершеннолетних) Совместные мероприятия по профилактике и предупреждению детской безнадзорности дорожно-транспортного травматизма, консультативно-информационная поддержка реализации образовательных программ «Водитель ТС  категории В,С»
10 Общеобразовательные и дошкольные учреждения Открытие объединений на базе ОУ, профориентационная работа, проведение мониторинга социального заказа на дополнительные образовательные услуги, проведение совместных мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Проблемы и пути их решения

 

    Наряду  с положительным, а именно,

1. Стабильным спросом учащихся и их родителей на услуги, предоставляемые ЦДОД, а отсюда и достаточно хорошей сохранностью контингента.

2. Сложившейся успешной системой организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельность обучающихся.

3. организацией сотрудничества с другими  ОУ города.

4. Развитием молодежных общественных организаций (Городской Совет молодежи, Городское научное общество).

5. Совершенствованием программно-методического обеспечения учебного процесса.

6. Ростом материально-технической оснащенности УВП,

существуют проблемы:

— недостаточное взаимодействие с семьями обучающихся;

— низкая активность органов государственно-общественного управления;

— недостаточно проводится больших массовых мероприятий для обучающихся из-за отсутствия большого помещения —  актового зала;

— медленно ведется работа по внедрению дистанционного обучения.