- Пояснительная записка стр. 3
1.1. Введение стр. 3
1.2. Принципы построения программы стр. 4
1.3. Технология работы по программе стр. 6
1.4. Формы занятий стр. 7
1.5. Принципы построения занятий стр. 7
1.6. Форма организации деятельности стр. 7
1.7. Ожидаемые результаты стр. 7
1.8. Формы подведения итогов стр. 8
1.9. Условия реализации программы стр. 9
1.10. Требования к знаниям и умениям обучающихся стр. 9
- Тематическое планирование стр. 10
- Содержание программы стр. 11
- Методические рекомендации и обеспечение программы стр. 13
- Литература стр. 15
5.1. Приложение №1. Календарно-тематическое планирование занятий.
5.2. Приложение №2. Результативность работы по программе.
Исследуй всё,
пусть для тебя на первом месте будет разум;
представь ему руководить собой
Пифагор [1.4]
I. Пояснительная записка.
1. Введение
Ставшая за последнее время реалией времени самостоятельная исследовательская практика всех субъектов образовательного процесса — от школьников до студентов, являясь важнейшим фактором творческого развития, требует эмпирических и методических находок, научно обоснованной деятельности, элементарных навыков научно-исследовательской работы. Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности учащихся можно назвать следующее:
- слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;
- большая загруженность учащихся, отсутствие времени у учителей.
Исследования российских ученых (Под.ред. Ю.И. Диха, А.В. Хуторского, М: ИОСО РАО, 2001. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов) подтвердили недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.
Поэтому решение проблемы — в изменение педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании.
Решить данную проблему можно через:
- методическую работу с учителями и родителями внутри общеобразовательного учреждения;
- научное общество в целях формирования современных представлений о природе, методах выявления и путях творческого развития личности;
- стратегию обучения мышлению;
- освоение современных информационных технологий (работа в сети Интернет, участие в дистанционных образовательных проектах);
- формирование нового педагогического творческого сотрудничества учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект -субъектных отношений, атмосферы духовной близости и сотрудничества.
Программа «Здравствуй, наука физика!» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей и ориентирована на приобщение старшеклассников к исследовательской деятельности.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Однако узкие временные рамки и разные склонности детей не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет использование новых внеурочных форм работы с детьми в системе дополнительного образования, например, научного общества учащихся — НОУ, которое позволяет объединить группу мотивированных детей из разных школ.
НОУ — это добровольное творческое объединение занимающихся исследовательской работой школьников, стремящихся приобрести навыки исследовательской деятельности и совершенствовать свои знания в определенной области науки. Однако успешная реализация такого проекта в условиях небольшого провинциального города или села при отсутствии вузов и собственных научных кадров весьма проблематична.
Решение проблемы видится в создании программы, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся на основе раскрытия основных характеристик содержания исследования, особенностей его организации и проведения.
Концепция программы заключается в содействии, поддержке и развитии обучающихся, проявляющих интерес к научным исследованиям, путем организации их деятельности через выполнение творческих заданий и исследовательских работ.
Цель программы: раскрыть и развить творческие способности учащихся к научной деятельности, сформировать необходимые навыки для исследовательской работы, умение претворять свою авторскую идею.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
1) овладеть знаниями и умениями, выходящими за пределы учебной программы;
2) научиться методам и приемам научного исследования;
3) сформировать умение анализировать результаты исследования и делать выводы, навыки в поиске и обработке информации;
4) знать особенности различных видов творческих работ;
5) научиться работать с литературой и другими источниками.
Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных и деловых качеств умения свободно ориентироваться в социуме; ориентации обучающихся в мире профессий.
Развития: создать условия для развития научного мышления.