Пояснительная записка.
В настоящее время остро стоит вопрос воспитания у подрастающего поколения любви к природе, формирования знаний детей об особенностях флоры и фауны родного края. Искусство флористики — вид декоративно-прикладного искусства, основанный на изготовлении картин из листьев, трав, коры, цветов засушенных под прессом, помогает становлению у детей чуткого и бережного отношения к природным богатствам. Программа предусматривает также развитие творческих способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, влияет на систему ценностей подрастающего поколения. В процессе обучения создается специальное образовательное пространство, в котором созданы условия для творческого активного освоения знаний в области флористики. Работая с природным материалом, ребенок получает возможность выразить свое отношение к природе. Создавая прекрасное своими руками, он не сможет оставаться равнодушным к неблагополучной экологической обстановке, к погибающей природе. Творческая работа с природным материалом — это своебразный диалог с природой, открывающий возможности для экологического воспитания и образования детей.
Программа «Мир флористики» — авторская, художественно-эстетической направленности. Содержание программы обеспечивается комплексом организационных форм и методов обучения: лекции, консультации, методика работы в группах, индивидуальная работа, практикумы, экскурсии. Оценочная работа строится на системе итоговых занятий по пройденным темам, рефератам, авторским разработкам композиций, участии в выставках.
Актуальность состоит в том, что этот вид художественного творчества пользуется большим спросом. Работы, сделанные в стиле флористика, можно использовать в качестве украшения любого стильного интерьера.
Отличительные особенности программы:
- в содержании учебной программы учитывается региональный компонент;
- программа предусматривает изучение растений Кольского полуострова, растений занесенных в Красную книгу, лекарственных растений;
- программа ориентирована на работу со школьниками младшего школьного возраста;
- Конкретно-практическая направленность программы обеспечивает выход на продуктивную деятельность путем создания условий для поиска интересного творческого задания и его завершение в виде законченной композиции.
Цель программы:
- развитие эстетического вкуса, художественной инициативы и творческих способностей обучающихся в процессе работы с природным материалом;
- содействие профессиональному самоопределению средствами флористики.
Задачи
1-го года обучения:
Обучающие:
- научить элементарным приемам работы с различными материалами и инструментами;
- обучить технологии обработки природного материала и дальнейшее совершенствование технологических приемов и навыков, работа на перспективу;
- научить самостоятельно решать поставленные творческие задачи;
- сформировать основы экологической культуры, массовое приобщение младших школьников к экологическим проблемам региона, охране и защите нашей северной природы.
Развивающие:
- расширить представление детей о многообразии изделий декоративно-прикладного творчества;
- познакомить с основными понятиями: композиция, пространство, цвет;
- развить художественный вкус и познавательный интерес воспитанника;
- способствовать формированию духовной культуры личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду;
- воспитать личностные качества: доброжелательность, чувство взаимопомощи, товарищества.
2-го года обучения:
Обучающие:
- изучить технические приемы работы с ручными инструментами;
- изучить технологию обработки соломки, бересты, мхов и лишайников, технологию придания формы;
- изучить условия хранения соломки, бересты, мхов и лишайников;
- изучить технологию изготовления объемных работ из соломки;
- изучить технологию изготовления работ из бересты;
- обучить особенностям обработки и хранения кукурузного листа;
- изучить применение в композициях мох и лишайник;
- изучить растения Кольского полуострова, растения, занесенные в Красную книгу, лекарственные растения.
Развивающие:
- расширить представление детей о многообразии народных промыслов;
- продолжить развитие самостоятельности при решении творческих задач;
- продолжить развитие художественного вкуса и познавательного интереса у детей;
- развить способность видеть цветовые отношения во всем богатстве красок натуры.
Воспитательные:
- воспитать творческий подход к поставленным задачам;
- воспитание интереса и любви к природе, родному краю;
- воспитывать уважительное отношение к труду.
Срок реализации программы – 2 года.
Программа рассчитана:
1 год обучения – 144 часа;
2 год обучения – 144 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма занятий – групповая.
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет.
Ожидаемые результаты:
по итогам 1-го года обучения обучающиеся должны ЗНАТЬ:
- технические приемы работы с ручными инструментами;
- технику безопасности и культуру труда;
- правила поведения на занятиях и в кабинете;
- требования к сбору, засушиванию и хранению природного материала;
- виды соединение деталей (стыковка, соединение с помощью третьей детали);
- основные приемы оформления законченной композиции;
- правила разработки и выполнения миниатюрных авторских композиций;
- законы составления пейзажных композиций;
- методику составления авторской композиции.
должны УМЕТЬ:
- работать с использованием инструментов и материалов;
- работать с природными материалами;
- владеть техникой аппликации из частей засушенных растений;
- декорировать интерьер с помощью объемных и плоскостных
работ,
- цветочными композициями;
- разрабатывать и оформлять авторскую композицию в стиле
«Пейзажное панно»; - эстетично оформлять изготовленные изделия;
- устанавливать взаимосвязь народного искусства и окружающей
действительности.
по итогам 2-го года обучения обучающиеся должны ЗНАТЬ:
- технические приемы работы с ручными инструментами;
- технику безопасности при работе с используемым инструментом и материалом;
- требования к сбору, засушиванию и хранению соломки, бересты, мхов и лишайников, кукурузного листа;
- виды соединение деталей (стыковка, соединение с помощью третьей детали);
- основные приемы оформления композиции;
- правила разработки и выполнения миниатюрных авторских композиций;
- законы составления композиций из соломки;
- особенности выполнения пейзажной композиции берестой;
- особенности оформления работ кукурузными листьями;
- технологию составления авторской композиции.
должны УМЕТЬ:
- работать с использованием инструментов и материалов;
- работать с природными материалами, соломкой, берестой, мхом и лишайником, кукурузным листом;
- владеть техникой аппликации из частей засушенных растений;
- декорировать интерьер с помощью объемных и плоскостных работ;
- разрабатывать и оформлять авторскую композицию из бересты;
- эстетично оформлять изготовленные изделия;
- устанавливать взаимосвязь народных промыслов и окружающей действительности.