Программа «Здравствуй, наука физика!»

  1. Пояснительная записка                                                            стр. 3

1.1.   Введение                                                                                               стр. 3

1.2.   Принципы построения программы                                       стр. 4

1.3.   Технология работы по программе                                        стр. 6

1.4.   Формы занятий                                                                                  стр. 7

1.5.   Принципы построения занятий                                                стр. 7

1.6.   Форма организации деятельности                                        стр. 7

1.7.   Ожидаемые результаты                                                              стр. 7

1.8.   Формы подведения итогов                                                          стр. 8

1.9.   Условия реализации программы                                            стр. 9

1.10.                   Требования к знаниям и умениям обучающихся             стр. 9

  1. Тематическое планирование                                                             стр. 10
  2. Содержание программы                                                                      стр. 11
  3. Методические рекомендации и обеспечение программы    стр. 13
  4. Литература                                                                                                 стр. 15

5.1.   Приложение №1. Календарно-тематическое планирование занятий.

5.2.   Приложение №2. Результативность работы по программе.

 

Исследуй всё,
пусть для тебя на первом месте будет разум;
представь ему руководить собой

Пифагор [1.4]

 

I. Пояснительная записка.

 

1. Введение

Ставшая за последнее время реалией времени самостоятельная исследовательская практика всех субъектов образовательного процесса — от школьников до студентов, являясь важнейшим фактором творческого развития, требует эмпирических и методических находок, научно обоснованной деятельности, элементарных навыков научно-исследовательской работы. Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности учащихся можно назвать следующее:

  • слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;
  • большая загруженность учащихся, отсутствие времени у учителей.

Исследования российских ученых (Под.ред. Ю.И. Диха, А.В. Хуторского, М: ИОСО РАО, 2001. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов) подтвердили недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.

Поэтому решение проблемы — в изменение педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании.

Решить данную проблему можно через:

  • методическую работу с учителями и родителями внутри общеобразовательного учреждения;
  • научное общество в целях формирования современных представлений о природе, методах выявления и путях творческого развития личности;
  • стратегию обучения мышлению;
  • освоение современных информационных технологий (работа в сети Интернет, участие в дистанционных образовательных проектах);
  • формирование нового педагогического творческого сотрудничества учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект -субъектных отношений, атмосферы духовной близости и сотрудничества.

Программа «Здравствуй, наука физика!» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей и ориентирована на приобщение старшеклассников к исследовательской деятельности.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принци­пиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Однако узкие временные рамки и разные склонности детей не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет использование новых внеурочных форм работы с детьми в системе дополнительного образования, например, научного общества учащихся — НОУ, которое позволяет объединить группу мотивированных детей из разных школ.

НОУ — это добровольное творческое объединение занимающихся исследовательской работой школьников, стремящихся приобрести навыки исследовательской деятельности и совершенствовать свои знания в определенной области науки. Однако успешная реализация такого проекта в условиях небольшого провинциального города или села при отсутствии вузов и собственных научных кадров весьма проблематична.

Решение проблемы видится в создании программы, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся на основе раскрытия основных характеристик содержания исследования, особенностей его организации и проведения.

Концепция программы заключается в содействии, поддержке и развитии обучающихся, проявляющих интерес к научным исследованиям, путем организации их деятельности через выполнение творческих заданий и исследовательских работ.

Цель программы: раскрыть и развить творческие способности учащихся к научной деятельности, сформировать необходимые навыки для исследовательской работы, умение претворять свою авторскую идею.

 

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

1)      овладеть знаниями и умениями, выходящими за пределы учебной программы;

2)      научиться методам и приемам научного исследования;

3)      сформировать умение анализировать результаты исследования и делать выводы, навыки в поиске и обработке информации;

4)      знать особенности различных видов творческих работ;

5)      научиться работать с литературой и другими источниками.

Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных и деловых качеств умения свободно ориентироваться в социуме; ориентации обучающихся в мире профессий.

Развития: создать условия для развития научного мышления.

 

Скачать программу «Здравствуй, наука физика»