13.12.2013 Педагогический совет

Варламова Наталья Михайловна

Организация социально-проектной деятельности при работе с обучающимися на примере реализации проекта «Оформление клумб города Полярного»

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств обучающихся, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение  учебных проектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений уч-ся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Широкие возможности в МАОУ ДОД «ЦДОД» для реализации проектов имеют объединения эколого-биологической направленности.

 

С 2005 года в сотрудничестве с ЦЗН города по программе «Трудовая адаптация », в летний период учащиеся школ города и студенты колледжа и училищ, в возрасте 14-17 лет устраиваются на работу в теплицу.

 

Одним из последних крупных проектов  в Центре в 2013 году стал проект «Оформление клумб города Полярного», поскольку проблема озеленения города Полярного является объектом пристального внимания не только администрации города и специалистов, но

и всех горожан, в том числе и школьников.

Целью нашего проекта было благоустроить и озеленить территорию родного города с помощью ландшафтного дизайна, сделать его красивым.

Перед нами стояли несколько задач:

  1. 1.     Создание объектов зелёного строительства в местах отдыха горожан,
  2. 2.     Привлечение школьников к практической деятельности в летний период, в том числе и в Рамках программы «Трудовая адаптация» Центра занятости населения
  3. 3.     Выработка сплоченности действий через работу в команде, развитие коммуникативных навыков.

На первом этапе мы с ребятами подобрали цветочную рассаду по цветовому сочетанию, если раньше мы ориентировались на выборе  цветов соответствующих нашим климатическим условиям, то теперь мы детально продумывали оформление наших клумб, разрабатывали эскизы, выбирали лучшие.

Дальше была заготовка земли, также перекопка клумб, и подготовка их к посадке.

На втором этапе мы произвели высадку рассады  с использованием элементов ландшафтного дизайна. В этом году мы  сделали акцент именно на декоративном оформлении клумб.

В результате, ребята довольны своим трудом ведь они своими руками создавали красоту, радующую своим разноцветьем, жителей и гостей города. Они по-настоящему сдружились, общаются и сейчас.

Работа по озеленению города приносит не только трудовые навыки сельхоз труда, но и носит воспитательный характер: уважительно относиться к людям труда, к своему труду, который виден и материально оплачен. Бережнее относиться к зеленым насаждениям.

Совершенно разные приходят ребята на работу, но через сплоченность в команде они учатся жить, работать в коллективе, приносить пользу своим трудом городу, в котором они живу.

Трудовое воспитание как один из путей социализации современного школьника, учит работать в коллективе, в команде, учится зарабатывать деньги и правильно ими распоряжаться. Труд воспитывает уважительное отношение к результатам своего труда, и к себе как к работнику, поэтому не позволит вырвать цветок, посаженный своими руками.

Защита проекта проходила в  ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия» на Региональном этапе Всероссийского конкурса-выставки «Юннат» в номинации «Ландшафтный дизайн и архитектура», где ребята получили диплом II степени.

Опыт работы над проектом  «Оформление клумб города Полярный» убедительно доказал, что социально-проектная деятельность является наиболее эффективной формой эколого- биологического воспитания школьников.

Презентация к докладу 

 

Высоких Виктория Сергеевна

Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции членов общественной организации «ГИД».

Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

Общественная организация ГИД реализует несколько социальных проектов, а именно «Один плюс два», «Мусорная археология», социальная акция «Мы рядом». Суть проекта «Один плюс два» заключается в привлечении ребят из «группы риска» к работе общественной организации тем самым занять их свободное время и отвлечь от негативного влияния криминальной среды.

Проект «Мусорная археология» призван привлечь внимание общественности к проблемам экологии и вырубки лесов. Так же активисты намерены выяснить каким образов в нашем городе организованна утилизация люминесцентных и энергосберегающих ламп. Для этого ребята организовали сбор макулатуры в разных организациях, после чего всю собранную макулатуру ребята отвезут в пункт приема в город Мурманск.  Данный проект еще не окончен.

Еще в списке реализуемых нами проектов есть такой социальный проект как акция «Мы рядом», которая охватывает всех жителей нашего города. Данный благотворительный проект призван сплотить людей, заставить их задуматься о ближнем и помочь чем он может.

Для активистов «ГИД» вся это социальная работа очень важна. Она помогает им почувствовать себя нужными и ощутить свою значимость и полезность для этого общества. Реализуя проект «Один плюс два» ребята поняли что они могут сделать мир лучше и что то изменить.

Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции активистов ГИД  предусматривает не только разработку решения какой-либо социальной проблемы, но и включение в практику реальных социальных преобразований. Социальное проектирование, с педагогической точки зрения, ценно именно социальными пробами, создающими для них новую социальную ситуацию развития. Социальные пробы как компонент социального проектирования позволяют молодым людям, определяться в своей гражданской позиции, мере социальной ответственности за результаты своего поведения, что крайне необходимо для их успешного вхождения в социальную среду, ее плодотворного освоения.

Презентация к докладу

 

 Землякова Яна Михайловна

1 СЛ. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать те или иные знания учащимся, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, а также использовать приобретенные знания для решения новых познавательных и практических задач. Наши выпускники должны уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах.

2 СЛ. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее эффективным, с моей точки зрения, является проектно-исследовательское обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.

3 СЛ. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.

4 СЛ. Основной целью использования метода проектов в обучении является возможность в овладении обучающимися коммуникативной компетенцией.

В процессе обучения началам научного исследования необходимо учитывать возрастные особенности, формируя все компоненты исследовательской культуры школьника.

В начальных классах исследовательская деятельность носит больше теоретический характер. Главной целью на этом этапе является формирование коммуникативных и мыслительных умений. 

  • мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация; доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
  • умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; специальные исследовательские умения и навыки (в большей степени касается старших классов).

В 5 – 9х классах обучающиеся учатся применять наглядные средства обучения. ЦЕЛЬ Метод проектов на данном этапе даёт возможность накапливать самостоятельно опыт, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

С пятиклассниками учимся:

  • работать с книгой, что существенно влияет на формирование навыков теоретического анализа;
  • проникать в сущность явлений при анализе различной учебной информации, при практических действиях и наблюдениях;
  • анализировать в единстве форму и содержание;
  • различать рациональные и нерациональные способы работы;
  • сравнивать компоненты однотипных примеров и задач; сравнивать способы работы, анализируя компоненты задач;
  • развивать и совершенствовать умения и навыки эмпирического обобщения, приобретенные в предыдущих классах; формулировать и переформулировать первичные выводы, оформлять результаты простейших обобщений в виде схем, таблиц, плана, модели, формулы;
  • совершенствовать опыт доказательства, приобретенный в начальной школе;
  • применять простейший опыт творческой деятельности; осуществлять перенос знаний и способов действий в пределах одной темы.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектом с социальной направленностью.

5 СЛ. Применение исследовательского метода и проектного как его части даёт возможность решать задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность и в самом образовательном процессе, и в его результатах.

Мы не только стимулируем развитие познавательной и исследовательской функции ученика, но и объединяем учащихся разной степени подготовленности, где они выполняют посильную для каждого, обязательно активную познавательную деятельность над проектом. Одна группа учащихся собирает информацию по данному вопросу, другая готовит иллюстративный материал, третья составляет задачи. Данный метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы, где каждый из них получает самостоятельный участок работы.

Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, выдвижение гипотезы, обоснование выводов, нахождение контрпримеров, общение с товарищами, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребёнка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

 

Презентация к докладу

 

Крупенко Елена Сергеевна

«Современные подходы к практике социального проектирования в условиях модернизации дополнительного образования детей»

Уважаемые коллеги!

  Начиная наш педагогический совет, приступая к рассмотрению вопроса о развитии практики социального проектирования в условиях дополнительного образования, нельзя не сказать о том, что с декабря 2012 года мы живём в новом нормативно-правовом поле. С этого момента мы действуем в рамках Федерального закона «Об образовании в РФ».

Глава 10 этого закона полностью посвящена дополнительному образованию детей.

Дальнейшее развитие содержания современного образования, повышения его качества, получили в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». В подпрограмме 2 ставятся конкретные цели и формируются задачи развития дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей.

Обратите внимание на цель подпрограммы. Здесь чётко говорится о создании в системе дополнительного образования возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.

Разработан проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года. В этом документе тоже делается акцент на создание условий для социальной адаптации, формирования  компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.

На основании Указа Президента РФ от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», подготовлено распоряжение Правительства Мурманской области от 14.03.2013г. №86-РП об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Мурманской области, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Как видите, во всех нормативно-правовых документах последнего времени говорится о современном содержании дополнительного образования, о повышении его качества, о его вариативности.

Именно это определяет современные подходы к практике социального проектирования.

Отсюда становится понятной  важность социального проектирования, значение проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей  как ресурса обогащения образовательного пространства  школы.

Вот почему социальному проектированию – одной из современных технологий социального воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей уделяется такое пристальное внимание.  Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для приобретения определённого социального опыта личности.

В условиях постоянного ускорения темпов развития общества необходимо готовить обучающихся к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации:  обучать умению находить решения различных проблем,  устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

l социально-значимая, имеющая социальный эффект;

l результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте.

В широком смысле социальный проект – это модель самой человеческой деятельности, направленной на изменение социальной ситуации. Социальное проектирование – это та технология, которая формирует в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Методика социального проекта

Социальный проект — вид социального проекти­рования, наиболее сложная форма организации социаль­ного действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существо­вавшего, как минимум в ближайшем социальном окруже­нии, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности.

В последнее время достаточно много написано о про­ектной деятельности, существуют описания разных форм проектов, различные алгоритмы их проведения. Социальный проект – это вид проектной деятельности, на который можно распространить общие для всех проектов теоретические подходы.

  • Проектная деятельность является цельной деятельнос­тью, обязательным условием осуществления которой должно стать достижение логического завершения — продукта проектной деятельности.
  • Нацеленность на создание конкретного продукта явля­ется обязательным условием проектной деятельности.
  • Временная и структурная завершенность проекта высту­пает в качестве одного из ведущих принципов проект­ной деятельности.
  • Проектирование — комплексная разноплановая деятель­ность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль
    деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.).
  • Данный вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не ее моделирование.
  • Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью.
  • В проектной деятельности активно используется игро­вой компонент.
  • Проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности подростка.

Проект — это то, чего еще нет, это нечто новое, придуманное, опробованное ре­бятами.

Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого подростка, но и для его ближайшего соци­ального окружения, это то, что реально отсутствует в общест­ве, то, что является новым для его социального окружения.

Начало проектной деятельности связано с обнаружени­ем трудности, некомфортности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Под трудностью понимается прямое неудобство, неудовлетворенность, что-то, что не устраивает лично подростка в его социальной жизни. При этом трудность четко формулируется, описыва­ется, рассказывается простым, бытовым языком. Трудность обязательно возникает в собственном опыте подростка. Осознание трудности может быть связано с предшествую­щей социальному проекту деятельностью ученика на эта­пах социальной пробы или практики, а может осознаваться и под влиянием множества других факторов.

Обнаружение корней трудности позволяет сформулиро­вать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Трудность всегда личностно окрашена, имеет уникальность и неповтори­мость, связанную с опытом данного конкретного человека. Социальная проблема универсальна, распространяется на некую группу людей. Социальная проблема — это разрыв между человеком и социумом, один конец которого всегда лежит в социальной сфере.

Гипотеза социального проекта — это модель, образ то­го, с помощью чего можно закрыть этот разрыв, т.е. создать проект как продукт реальной деятельности. Формулируя ги­потезу, разработчик проекта описывает свое предположе­ние — за счет чего может быть разрешена социальная про­блема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.

Проект обязательно включает в себя получение и присво­ение социально значимой информации, проблематизацию этой информации и преобразование социальной ситуации, таким образом внутри социального проекта присутствуют этапы социальной пробы и социальной практики. Однако продолжительность этапов получения и проблематизации информации может быть различна в зависимости от опыта взаимодействия подростка с избранным объектом социаль­ной практики.

Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного реше­ния должен быть достаточно очевиден для внешнего оце­нивания.

Цели социального проекта:

  • получение и осознание опыта социально значимой деятельности;
  • разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности под­ростков и взрослых.

Задачи социального проекта:

  • сформулировать социальную трудность;
  • выявить социальную проблему;
    • определить «точки самостоятельности» и «точки сотруд­ничества»;
    • разработать и осуществить план действий;
      • оформить результаты своей деятельности в виде конеч­ного продукта;
      • отрефлексировать полученный опыт.

«Точка самостоятельности» — вопросы, аспекты, эта­пы работы, которые подросток считает возможным разре­шить, выполнить самостоятельно, без содействия сверстни­ков или взрослых.

«Точка сотрудничества» — круг задач, для разрешения которых целесообразно привлекать других людей. Не обя­зательно, что подросток не сможет сам справиться с этими шагами, возможно, он способен все сделать один, но счита­ет, что более эффективным, успешным, целесообразным бу­дет использование чьей-либо помощи.

Объекты социального проекта:

  • социальные отношения;
  • социальные явления;
  • социальные институты;
  • социальная среда.

Проект — это не набор мероприятий, также не является простым набором мероприятий и план действий (хотя та­ковым и выглядит, особенно по форме). Отличительная черта проекта и плана заключается в наличии жесткого алгоритма действий и в отсутствии жесткого переч­ня шагов: инвариантность, взаимозаменяемость, дублируемость различных способов перехода к следующему проект­ному шагу — обязательная характеристика проектной деятельности в целом и плана действий в частности. Это не означает, что подросток будет совершать несколько дубли­рующих друг друга этапов работы. Инвариантность необхо­дима, во-первых, для создания ситуации поиска различных путей и реализации самостоятельности для всех участников проекта (даже в микрогруппе будет присутствовать разделе­ние общего задания на индивидуальные), во-вторых, не­сколько снимает остроту взаимодействия с внешним соци­альным окружением (при невозможности вступить в продуктивный контакт в одном месте подросток имеет воз­можность попробовать другой путь).

Я не буду сегодня подробно останавливаться на методике социального проектирования. В настоящее время есть достаточно  научных источников по теории проектной деятельности. Есть специально-разработанные методические рекомендации «Технология разработки социального проекта».

Остановлюсь лишь на структуре социального проектирования. На этом слайде вы видите этапы проектной деятельности. Выделяются следующие этапы:

  •  обнаружение трудностей или социальной проблемы;
  •  выбор темы проекта;
  •  формулирование гипотезы;
  •  разработка плана действий;
  •  определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»;
  •  формирование групп;
  •  этап практических действий;
  •  оформление результатов;
  •  внешняя презентация проекта;
  •  групповое обсуждение.

Существует несколько классификаций этапов проектной деятельности. Вашему вниманию предлагается одна из них.

28034кг0ошмвыз

Очень важной в методике социального проектирования является роль педагога дополнительного образования. На разных этапах проектной деятельности педагог может выступать с разных позиций:

  •  обучения;
  •  поддержки;
  •  экспертизы;
  •  координирования;
  •  организации.

Центральным принципом проектной работы является совместная работа педагога и обучающегося с позиции сотрудничества. Однако эффективность и конечная результативность в значительной степени определяются способностью педагога предоставить обучающимся именно тот уровень самостоятельности, к которому он готов в данный момент. Подросток, абсолютно неспособный самостоятельно инициировать, организовывать и осуществлять свою деятельность, просто не готов к социальному проекту. Социальный проект возможен исключительно при соблюдении принципа равенства, равнозначности его участников, как взрослых, так и детей.

Концепция воспитательной системы нашего учреждения выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять метод социального проектирования в педагогическом процессе.

Наша основная задача – включить ребёнка в общественно-значимую деятельность на уровне учреждения, города и даже области. Формы и виды этой деятельности должны быть разными с учётом желаний и возможностей обучающихся. В ЦДОД давно и успешно используется этот метод.

Объектами деятельности в ходе социального проектирования выступают:

  • социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
  • социальные отношения (отношение к старикам, больным детям, к партнёрскому взаимодействию и т.д.);
  • социальная среда (социальный ландшафт, внешний вид и обустройство мест отдыха, игровых площадок, остановок и т.д.);
  • социальные институты (органы власти и управления, больница, политические партии и т.д.).

Сегодня на педсовете вы познакомитесь с практическим опытом работы по социальному проектированию в объединениях различных направленностей из выступлений моих содокладчиков. Они более подробно расскажут о различных объектах в  социальных проектах, которые уже реализованы  обучающимися ЦДОД.

 

Спасибо за внимание!!!